Комментарии для педагогов
В помощь классному руководителю / Комментарии для педагогов
Проведение занятий по духовно-нравственному воспитанию
Цель
'Дать необходимые знания по теме
'Используя различные методы и виды деятельности на занятии, показать, как можно проявлять выбранные ценность и качество
'Вдохновить детей практиковать это качество и получить личный опыт в его проявлении
Начало занятия
В приветствии мы желаем друг другу добра и здоровья, это хорошее начало занятия.
Обсуждение домашнего задания
На каждом занятии проверяется выполнение домашнего задания предыдущей встречи. Так мы предоставляем ребёнку возможность получить собственный опыт проявления им ценности/качества в повседневной жизни и рассказать об этом опыте.
Пребывание в тишине / Минутка тишины
Упражнение способствует концентрации и настрою на занятие. Лучше всего минутку тишины проводить под тихую спокойную музыку. Также можно проводить это упражнение в полной тишине.
Беседа
Беседа может включать в себя презентацию, короткое видео, вопросы и т.п. Она, как правило, ориентирована 1) на положительный опыт ребёнка, 2) на самонаблюдение внутренних состояний, 3) на обсуждение того, что нас меняет к лучшему.
В беседе необходимо задавать такие вопросы, которые требуют размышления и рассуждения, выявляют чувства и личный опыт ребёнка, связанные с темой занятия.
Вопросы, на которые можно дать только краткие ответы «да» или «нет», не способствуют выявлению хороших качеств характера и раскрытию сердца ребёнка.
Рассказывание истории
Истории нравственного содержания должны быть позитивными, описывать правильные модели поведения и вдохновлять детей на проявление силы духа и хороших черт характера в их жизни, соответствовать возрасту. Хорошо подобранная история задаёт тон и направление занятия, помогая раскрыть тему.
После рассказывания истории необходимо задать вопросы, которые помогут детям понять главную её идею, размышлять, обращаться к сердцу, формулировать свои мысли и делиться своими чувствами.
Цитата
Цитата отражает ценность и качество, выбранные для занятия, т.е. ключевую его идею. Педагог предлагает детям прочитать и объяснить смысл цитаты занятия.
Групповая деятельность
Практическое знание лучше усваивается и запоминается, чем теоретическое/книжное знание. Для совместной деятельности педагог выбирает такие игры и задания, чтобы дети получили практический опыт сотрудничества. Обучение через групповую деятельность должно приносить детям радость и чувство единения.
Групповое пение
Групповое пение – это хорошее средство самоконтроля и концентрации, оно улучшает память, укрепляет сотрудничество и доверие, способствует эмоциональному равновесию и гармонии в коллективе.
Домашнее задание
В конце необходимо дать домашнее задание по практике ценности и качества, раскрытых на занятии.
Завершение занятия
Хорошим завершением занятия является позитивный настрой, например: «Пусть будут счастливы все взрослые, все дети и все живые существа на свете», который педагог произносит вместе с детьми.