Беседа «Бережное отношение к ресурсам»
В помощь классному руководителю / Бережное отношение к ресурсам
Тема: Бережное отношение человека к жизненным ресурсам.
Ценность: Ненасилие.
Цитата: Бережное отношение к жизненным ресурсам – признак нравственной культуры человека. Восточная мудрость
Цель занятия: Показать, что, 1) проявляя бережное отношение к деньгам, пище, времени и энергии, мы тем самым практикуем ценность ненасилие; 2) бережное отношение к ресурсам даёт больше возможностей заботиться о себе, о людях и природе.
Сегодня мы рассмотрим ценность ненасилие и такой аспект, как бережное отношение к жизненным ресурсам человека.
Вопросы:
- Какие жизненные ресурсы вы знаете? (Ответы детей).
- Умеете ли вы правильно их использовать? Объясните свой ответ.
- Как вы понимаете, что такое ненасилие?
- Объясните, как вы понимаете взаимосвязь между нашим отношением к ресурсам и проявлением ценности ненасилие.
На Земле каждому живому существу предоставлено достаточное количество ресурсов. Деньги, пища, время и энергия – это ресурсы, которые необходимы человеку, как воздух. Напрасная их трата равна бесполезному растрачиванию жизни. Более подробно остановимся на каждом из ресурсов.
Современное общество ориентировано на потребление и, к сожалению, стимулирует человека брать кредиты, жить не по средствам и тратить всё больше денег на бесполезные и даже вредные вещи и собственное удовольствие. На самом деле, деньги нужны для того, чтобы измерять полезность вещей, без которых нам действительно сложно прожить, – это дом, пища, одежда, средства передвижения, медицина, образование. Деньги, не потраченные на излишества, можно применить с большей пользой для себя, своей семьи или помочь тем, кто находится в бедственном положении.
Согласно докладам экспертов ООН, треть производимой в мире еды (свыше 10 млрд тонн продуктов питания) ежегодно оказывается в мусорных баках. При этом в мире голодает примерно миллиард человек.
Пища является ценным даром для всех. Если мы выбрасываем продукты, а кто-то голодает на земле, мы совершаем безнравственный поступок. 16 октября в мире отмечают День продовольствия, чтобы напомнить нам о расточительстве одних людей и голоде других.
Человек часто говорит: «у меня нет времени». При этом он тратит его на пустые занятия – долгие разговоры по телефону, обсуждение и осуждение других людей, долгие часы в интернете, в компьютерных играх, в чатах и т.д. Всем людям даётся одно и то же количество времени каждый день, и всё же некоторые достигают большего. Выделяя главное в том, что нам нужно сделать ежедневно, мы в состоянии распределить своё время наиболее разумным образом. Каждому необходимо научиться правильно использовать время, иначе мы теряем не просто минуты и часы, а отпущенное нам время жизни.
Если каждый человек имеет равное количество времени в сутках, то количество энергии для жизни, роста, развития и деятельности у всех людей разное, у кого-то больше, у кого-то меньше. Жизненная энергия – это энергия любви, которая может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от того, как человек проявляет себя на протяжении жизни, насколько он соблюдает единство мысли, слова и дела, позитивно смотрит на мир, творит добро. Приумножая энергию любви в своём сердце, человек становится сильнее и счастливее.
Кроме этой внутренней энергии, человек ежедневно пользуется и другими видами – энергией солнца, ветра, воды, полезных ископаемых и др. Их дарит нам природа, и нам следует научиться правильно их использовать, бережно к ним относиться.
Давайте разберёмся в том, как наше отношение к перечисленным жизненным ресурсам может проявляться либо как насилие, либо как ненасилие.
Ненасилие – 1) непричинение вреда, страданий живым существам, окружающему миру мыслями, словами и поступками (н. к природе, н. к людям, н. к себе); 2) этический принцип, заключающийся в неприятии насилия и отказе от использования насилия (философия ненасилия Л.Н.Толстого, М.Ганди, Нельсона Манделы); 3) одна из главных универсальных человеческих ценностей (н. – истинная природа человека, н. – это любовь в миропонимании). Из словаря ценностей.
Посмотрите на картинку с разбитой копилкой, вероятно, кто-то захотел забрать из неё накопленные деньги. Вы можете сказать, что деньги принадлежат ему, и он их ни у кого не украл! Где здесь насилие? Насилие может быть заключено в мотиве действия.
Если мотив, намерение человека – купить нужную вещь или потратить с пользой свои сбережения, то его действия оправданы. Но если он хочет удовлетворить какое-то сиюминутное желание, то это является насилием в отношении тех, кто своим нелёгким трудом зарабатывал эти деньги. Каждый член семьи должен действовать разумно, чтобы поддерживать уровень жизни своей семьи и не тратить деньги на то, о чём забудет на следующий день.
На другой картинке мы видим девочку, которая отказывается есть свой обед, и рядом картинка – человек выбрасывает еду.
Вопросы:
- Какие могут быть причины такого отношения к пище? (Ответы детей).
- Насилие это или ненасилие?
Часто люди, даже не задумываясь, проявляют равнодушие, неблагодарность и неуважение к тем, кто готовил пищу, кто выращивал и производил продукты, к дарам и силам природы, к голодающим.
В данном случае мы говорим об отношении к ресурсам, которое может стать насилием или ненасилием. В отношении к пище ненасилием будет производство продуктов питания экологически правильными способами, здоровые привычки в питании – не переедать, есть тогда, когда проголодаешься, готовить в небольших количествах, чтобы пища не пропадала; использовать пищевые отходы для компоста, делиться пищей с нуждающимися, с животными и птицами и т.п.
Когда мы не выбрасываем еду, мы уже проявляем ненасилие, например, к голодным людям в Африке или в своём городе, потому что правильно распределяем продукты. Важно не останавливаться на этом, а проявлять сострадание к голодным на деле.
Давайте вспомним пример из жизни девятилетней девочки Рэчел из США, которая мечтала помочь детям в Африке, не имеющим чистой питьевой воды. Она сама не смогла осуществить эту мечту, т.к. погибла в аварии, но другие люди, вдохновившись её чистым намерением, собрали огромные суммы и обеспечили детей чистой водой, тем самым спасли тысячи жизней.
Теперь обратите внимание на мальчика, который тихо сидит за партой и витает в облаках во время урока. Про него можно сказать, что он не похож на жестокого ребёнка, но он в действительности проявляет насилие.
- Почему? - спросите вы. - Ведь он никого не бьёт и выглядит совершенно безобидным.
Прежде всего, он тратит своё время зря. К кому здесь проявляется насилие?
Во-первых, по отношению к себе, потому что мальчик упускает момент получить необходимые знания, чтобы стать образованным человеком. Во-вторых, по отношению к учителю, потому что он не слушает урок. Наконец, он проявляет насилие по отношению к своим родителям, которые думают, что их ребёнок занимается в школе и получает полезные для его будущей жизни знания.
Ещё на одной картинке мы видим включённый свет, хотя на улице день, а также текущую зря воду. Тратить впустую электроэнергию и природные ресурсы является насилием не только в отношении нашей планеты, но и в отношении тех, кто производит её, а также нуждается в этой энергии. Подобные рассуждения можно отнести ко всем источникам энергии, например, к отоплению и газу.
Вопросы:
- Как вы понимаете мудрый афоризм: «Бережное отношение к жизненным ресурсам – признак нравственной культуры человека»?
- Как вы уже проявляете и будете проявлять ненасилие к природе, её ресурсам, к себе и к другим людям? Приведите примеры ненасилия в своих привычках и поведении.
Задание: Практикуйте бережное отношение к жизненным ресурсам.
Ненасилие означает беречь деньги, беречь пищу, беречь время, беречь энергию.