Авторизация на сайте

модули, шаблоны DLE шаблоны для веб сайтов

Последние публикации

 


Беседа «Бережное отношение к ресурсам»

В помощь классному руководителю / Бережное отношение к ресурсам

 

 

 

Тема: Бережное отношение человека к жизненным ресурсам.

Ценность: Ненасилие.

 

Цитата: Бережное отношение к жизненным ресурсам – признак нравственной культуры человека. Восточная мудрость

 

Цель занятия: Показать, что, 1) проявляя бережное отношение к деньгам, пище, времени и энергии, мы тем самым практикуем ценность ненасилие; 2) бережное отношение к ресурсам даёт больше возможностей заботиться о себе, о людях и природе.

 

Сегодня мы рассмотрим ценность ненасилие и такой аспект, как бережное отношение к жизненным ресурсам человека.

 

Вопросы:

  1. Какие жизненные ресурсы вы знаете? (Ответы детей).
  2. Умеете ли вы правильно их использовать? Объясните свой ответ.
  3. Как вы понимаете, что такое ненасилие?
  4. Объясните, как вы понимаете взаимосвязь между нашим отношением к ресурсам и проявлением ценности ненасилие.

 

На Земле каждому живому существу предоставлено достаточное количество ресурсов. Деньги, пища, время и энергия – это ресурсы, которые необходимы человеку, как воздух. Напрасная их трата равна бесполезному растрачиванию жизни. Более подробно остановимся на каждом из ресурсов.

 

Современное общество ориентировано на потребление и, к сожалению, стимулирует человека брать кредиты, жить не по средствам и тратить всё больше денег на бесполезные и даже вредные вещи и собственное удовольствие. На самом деле, деньги нужны для того, чтобы измерять полезность вещей, без которых нам действительно сложно прожить, – это дом, пища, одежда, средства передвижения, медицина, образование. Деньги, не потраченные на излишества, можно применить с большей пользой для себя, своей семьи или помочь тем, кто находится в бедственном положении.

 

Согласно докладам экспертов ООН, треть производимой в мире еды (свыше 10 млрд тонн продуктов питания) ежегодно оказывается в мусорных баках. При этом в мире голодает примерно миллиард человек.

 

Пища является ценным даром для всех. Если мы выбрасываем продукты, а кто-то голодает на земле, мы совершаем безнравственный поступок. 16 октября в мире отмечают День продовольствия, чтобы напомнить нам о расточительстве одних людей и голоде других.

 

Человек часто говорит: «у меня нет времени». При этом он тратит его на пустые занятия – долгие разговоры по телефону, обсуждение и осуждение других людей, долгие часы в интернете, в компьютерных играх, в чатах и т.д. Всем людям даётся одно и то же количество времени каждый день, и всё же некоторые достигают большего. Выделяя главное в том, что нам нужно сделать ежедневно, мы в состоянии распределить своё время наиболее разумным образом. Каждому необходимо научиться правильно использовать время, иначе мы теряем не просто минуты и часы, а отпущенное нам время жизни.

 

Если каждый человек имеет равное количество времени в сутках, то количество энергии для жизни, роста, развития и деятельности у всех людей разное, у кого-то больше, у кого-то меньше. Жизненная энергия – это энергия любви, которая может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от того, как человек проявляет себя на протяжении жизни, насколько он соблюдает единство мысли, слова и дела, позитивно смотрит на мир, творит добро. Приумножая энергию любви в своём сердце, человек становится сильнее и счастливее.

 

Кроме этой внутренней энергии, человек ежедневно пользуется и другими видами – энергией солнца, ветра, воды, полезных ископаемых и др. Их дарит нам природа, и нам следует научиться правильно их использовать, бережно к ним относиться.

 

Давайте разберёмся в том, как наше отношение к перечисленным жизненным ресурсам может проявляться либо как насилие, либо как ненасилие.

 

Ненасилие – 1) непричинение вреда, страданий живым существам, окружающему миру мыслями, словами и поступками (н. к природе, н. к людям, н. к себе); 2) этический принцип, заключающийся в неприятии насилия и отказе от использования насилия (философия ненасилия Л.Н.Толстого, М.Ганди, Нельсона Манделы); 3) одна из главных универсальных человеческих ценностей (н. – истинная природа человека, н. – это любовь в миропонимании). Из словаря ценностей.

 

Посмотрите на картинку с разбитой копилкой, вероятно, кто-то захотел забрать из неё накопленные деньги. Вы можете сказать, что деньги принадлежат ему, и он их ни у кого не украл! Где здесь насилие? Насилие может быть заключено в мотиве действия.

 

Если мотив, намерение человека – купить нужную вещь или потратить с пользой свои сбережения, то его действия оправданы. Но если он хочет удовлетворить какое-то сиюминутное желание, то это является насилием в отношении тех, кто своим нелёгким трудом зарабатывал эти деньги. Каждый член семьи должен действовать разумно, чтобы поддерживать уровень жизни своей семьи и не тратить деньги на то, о чём забудет на следующий день.

 

На другой картинке мы видим девочку, которая отказывается есть свой обед, и рядом картинка – человек выбрасывает еду.

 

Вопросы:

  1. Какие могут быть причины такого отношения к пище? (Ответы детей).
  2. Насилие это или ненасилие?

 

Часто люди, даже не задумываясь, проявляют равнодушие, неблагодарность и неуважение к тем, кто готовил пищу, кто выращивал и производил продукты, к дарам и силам природы, к голодающим.

 

В данном случае мы говорим об отношении к ресурсам, которое может стать насилием или ненасилием. В отношении к пище ненасилием будет производство продуктов питания экологически правильными способами, здоровые привычки в питании – не переедать, есть тогда, когда проголодаешься, готовить в небольших количествах, чтобы пища не пропадала; использовать пищевые отходы для компоста, делиться пищей с нуждающимися, с животными и птицами и т.п.

 

Когда мы не выбрасываем еду, мы уже проявляем ненасилие, например, к голодным людям в Африке или в своём городе, потому что правильно распределяем продукты. Важно не останавливаться на этом, а проявлять сострадание к голодным на деле.

 

Давайте вспомним пример из жизни девятилетней девочки Рэчел из США, которая мечтала помочь детям в Африке, не имеющим чистой питьевой воды. Она сама не смогла осуществить эту мечту, т.к. погибла в аварии, но другие люди, вдохновившись её чистым намерением, собрали огромные суммы и обеспечили детей чистой водой, тем самым спасли тысячи жизней.

 

Теперь обратите внимание на мальчика, который тихо сидит за партой и витает в облаках во время урока. Про него можно сказать, что он не похож на жестокого ребёнка, но он в действительности проявляет насилие.

 

- Почему? - спросите вы. - Ведь он никого не бьёт и выглядит совершенно безобидным.

 

Прежде всего, он тратит своё время зря. К кому здесь проявляется насилие?

 

Во-первых, по отношению к себе, потому что мальчик упускает момент получить необходимые знания, чтобы стать образованным человеком. Во-вторых, по отношению к учителю, потому что он не слушает урок. Наконец, он проявляет насилие по отношению к своим родителям, которые думают, что их ребёнок занимается в школе и получает полезные для его будущей жизни знания.

 

Ещё на одной картинке мы видим включённый свет, хотя на улице день, а также текущую зря воду. Тратить впустую электроэнергию и природные ресурсы является насилием не только в отношении нашей планеты, но и в отношении тех, кто производит её, а также нуждается в этой энергии. Подобные рассуждения можно отнести ко всем источникам энергии, например, к отоплению и газу.

 

Вопросы:

  1. Как вы понимаете мудрый афоризм: «Бережное отношение к жизненным ресурсам – признак нравственной культуры человека»?
  2. Как вы уже проявляете и будете проявлять ненасилие к природе, её ресурсам, к себе и к другим людям? Приведите примеры ненасилия в своих привычках и поведении.

 

Задание: Практикуйте бережное отношение к жизненным ресурсам.

 

Ненасилие означает беречь деньги, беречь пищу, беречь время, беречь энергию.

Похожие новости

  • Истории. Бережное отношение к ресурсам
  • Песни. Бережное отношение к ресурсам
  • Цитаты Бережное отношение к ресурсам
  • Беседа «Любовь – основа всех ценностей»
  • Универсальные ценности человека