Методы духовно-нравственного образования
Философия духовно-нравственного образования
Духовно-нравственное образование требует системного подхода. Эта система основывается на личном опыте учителя, необходимом, чтобы показать ученикам целостную картину мира и помочь им раскрыть красоту своего характера. В дополнение к такой важнейшей составляющей образования, как личный пример учителя, существует пять методов обучения. Перечислим их: цитата, упражнение на пребывание в тишине, рассказывание историй, групповое пение песен о ценностях и групповая (совместная) деятельность. Вместе с другими педагогическими приёмами эти методы обеспечивают полноту и целостность процесса обучения, раскрывая все аспекты личности ребёнка: физический, психический, ментальный, аспект нравственного различения и духовный.
Рассказывание историй развивает воображение, привлекает ум и сердце к осознанию ситуаций нравственного выбора и сопоставлению со своим опытом, показывает модели поведения человека, учит правильным действиям и мудрости.
Изречения и цитаты возвышают сознание до высочайших идеалов. Музыка и пение песен приносят радость и любовь, а пребывание в тишине и молчании развивает способность к концентрации, интуицию, творческие способности и приносит спокойствие. Совместная деятельность учит проявлять универсальные человеческие ценности в единстве мыслей, слов и дел.
Решающую роль в процессе обучения играет личный пример учителя. Учитель глубоко погружён в осознание ценностей, созвучных потребностям учащихся. Таким образом, выбор учителем стратегии обучения является отражением его уровня развития, как профессионального, так и духовно-нравственного. Пять методов обучения могут лечь в основу как одного урока, так и целой программы занятий, основанной на ценностях. Вместе с другими созвучными педагогическими приёмами, эти методы легко интегрировать в любой академический курс.
Пять перечисленных обучающих методов используются в сочетании друг с другом на каждом уроке:
-
Цитата.
-
Пребывание в тишине.
-
Рассказывание историй.
-
Групповое пение.
-
Групповая деятельность.
Далее следует более полное описание каждого метода обучения с акцентом на особенностях, целях и пользе, получаемой от них.
-
ЦИТАТА
«О чём вы думаете, тем и становитесь».
Гаутама Будда
Цитата – это основная мысль на весь урок, на которой должно быть сфокусировано внимание класса. Она должна соответствовать цели урока.
Выбранную для занятия цитату можно произносить в начале занятия. Необходимо дать время для короткого обсуждения смысла цитаты.
Строим урок так, чтобы осознать смысл цитаты в течение всего урока с помощью различных методов.
Можно использовать более одной цитаты, особенно, если цитаты из различных источников, чтобы выявить их общее послание и усилить концентрацию внимания на изучаемой ценности.
Дети могут завести специальный блокнот с цитатами, который будут использовать в качестве своего личного ресурса.
Разучивание цитат, коротких стихов развивает силу памяти и способность к концентрации. Смысл изречений записывается в подсознании и помогает формированию благородных мыслей, развивает интерес к окружающему миру и взаимоотношениям между людьми.
Использование на занятии цитат, выражающих универсальные человеческие ценности, является полезным инструментом. Эти мудрые мысли могут прийти на память позже, в ситуации, когда ребёнку необходимо сделать нравственный выбор или принять решение.
-
ПРЕБЫВАНИЕ В ТИШИНЕ
«Пусть будет мир на земле, и пусть он начнётся с меня».
Сай Миллер и Джилл Джексон
Все в жизни ищут счастья, будь то ребёнок, просящий мороженое, пожилой человек, желающий жить в тиши и покое, или амбициозный молодой человек, стремящийся стать успешным и богатым. Проблема в том, что в большинстве случаев, как только мы удовлетворяем своё желание, наше счастье заканчивается, и мы вновь начинаем мечтать о том, что «действительно» сделает нас счастливыми!
Самым ценным подарком, который мы могли бы дать нашим детям и себе – это способность находить внутреннюю удовлетворённость и спокойствие.
Пребывание в тишине даёт человеку огромные преимущества:
-
регулирует сердцебиение и дыхание, успокаивает и расслабляет, снижая стресс и напряжённость в теле, тем самым способствует здоровью;
-
помогает детям понять свои чувства и выровнять эмоциональные всплески, облегчая эмоциональное развитие;
-
развивает внимание и увеличивает продолжительность концентрации, помогает детям сосредоточиться на изучаемом предмете, а также на том, что может стать ориентиром в их правильном поведении;
-
оттачивает интеллект и развивает способность к различению, интуицию, даёт более широкие возможности для решения задач и преодоления трудностей;
-
улучшает память;
-
создаёт условия для самоанализа, помогает понять своё поведение и связанные с поведением проблемы, что позволяет улучшить отношения с людьми;
-
снижает уровень шума в классе.
Первоначальные преодоления и усилия, необходимые, чтобы дети привыкли сидеть спокойно в течение двух или трёх минут, вознаграждаются положительными результатами, поскольку дети становятся спокойнее и более эффективно работают на уроках. В планах уроков упражнение на пребывание в тишине выполняется, как правило, в самом начале, перед рассказыванием истории. Оно также может быть осуществлено в любое время в течение урока, по усмотрению учителя, при этом берём во внимание возраст детей, их способность к концентрации.
Обучение пребыванию в тишине
Пребывание в тишине – это специально отведённое на уроке время, которое должно приносить радость. Пример учителя является существенным, он стимулирует детей практиковать «тишину» каждый день.
Пребывание в тишине в форме руководимого учителем упражнения визуализации может быть использовано на любом уроке. Будьте гибкими и начинайте только с одной минуты или двух, со временем дети смогут сидеть спокойно в течение более длительного времени.
Всегда помните, что очень важна прямая осанка. Пребывание в тишине является эффективным приёмом релаксации и снятия стресса, как для детей, так и для учителей.
Самопознание. Позитивный настрой на свет
-
РАССКАЗЫВАНИЕ ИСТОРИЙ
«Притчи – инструмент,… который имеет неограниченные возможности. Каждая притча - выражение духовного опыта людей, который воспринимается сразу на нескольких уровнях: интеллектуальном, эмоциональном, ментальном».
А.Н. Иванов
Все дети любят истории, и они всегда были важным средством для обучения молодых людей. Истории помогают осознать:
-
свою идентичность (кто мы – наше происхождение и природу);
-
свою жизнь (какие мы);
-
своё отношение к миру.
-
Истории должны вдохновлять и быть позитивными. Они часто являются центром, который определяет содержание других методов, т.к. рассказ задаёт тон и направление урока. При этом мы понимаем, что необходимы все обучающие методы. Рассказы могут быть взяты из разных источников: это сказки, мифы и легенды, эпос, басни, притчи, художественная литература, рассказы из жизни простых людей и исторических личностей. Многие истории, используемые в уроках, написаны недавно, но на основе тех, что пришли из прошлых времён со всего мира.
При необходимости, выбранные истории могут быть адаптированы для соответствующего возраста детей и их потребностей.
Обучение через рассказывание историй
Истории описывают жизненные ситуации и предлагают пути их решения. Учитель должен хорошо ознакомиться с историей, так как будет более эффективно и интересно, если история рассказана своими словами, а не зачитана. Энергия взаимодействия между учителем и учениками и язык жестов сделают рассказ более действенным.
Вопросы по окончании истории
Важно в конце рассказа задать вопросы, чтобы быть уверенным, что дети поняли смысл и усвоили, какие ценности содержит история.
Вопросы также помогают детям осознать, какие чувства пробудила в них история (Что вам особенно понравилось в этой истории и почему?). Это должно быть обсуждение с наибольшим количеством детей, что содействует их активности. Будет правильнее задавать вопросы, которые требуют размышления и рассуждения (Чему учит данная история?), а не такие, на которые можно дать только краткие ответы «Да» или «Нет». Детей можно попросить вспомнить и рассказать, где и как им помогло применение в жизни обсуждаемой в рассказе ценности.
Глубокое погружение в историю поможет детям понять и извлечь из неё для себя ценности и родственные им качества. Полезно завершить обсуждение на оптимистичной ноте: показать, как справиться с трудной ситуацией, или как ошибки прошлого проясняют, что можно сделать в будущем лучше.
Характеристики хорошей истории:
-
Единая, чётко определённая тема, раскрывающая 1 аспект ценности.
-
Хорошо разработанный сюжет.
-
Стиль: яркие образы, простые слова, приятные звуки и ритм.
-
Описание хорошего характера, позитив.
-
Вдохновляющее послание.
-
Соответствие особенностям слушателей (возрастным, социальным, индивидуальным и т.п.).
Цель рассказывания историй заключается в следующем:
-
Это примеры, они учат универсальным человеческим ценностям.
-
Демонстрируют «честные» модели поведения.
-
Рождают благородные мысли и поступки через вдохновляющие примеры для подражания.
-
Расширяют любовь и сострадание ко всем.
-
Развивают воображение.
-
Пробуждают дух исследования.
-
Стимулируют обсуждение после прослушивания истории.
-
ГРУППОВОЕ ПЕНИЕ
«Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его».
Р. Роллан
Много исследований было проведено о воздействии музыки, особенно во второй половине ХХ века. В США, в конце 1950-х, Артур Локер обнаружил, что когда в теплицах звучат мелодичные звуки свирели, растения растут прямые, рослые и цветут более пышно.
http://www.musicandi.ru/arhiv/musicandi/v63/index.php
Дороти Реталлак в США, профессор Бозе в Индии и другие учёные провели сотни научных экспериментов с растениями. Растения помещали в разные комнаты с динамиками, через которые каждый день звучала музыка определённого стиля.
Допустим, в одной комнате играла классическая музыка Запада и Востока, в другой сохранялась тишина, а в третьей комнате играла рок-музыка «хэви металл». Через несколько дней отмечалось, что в первой комнате многие растения начали тянуться по направлению к источнику музыки. В третьей комнате, наоборот, растения отклонялись от источника звуков. Ещё приблизительно через неделю растения в комнате, где звучала классическая камерная музыка, выглядели здоровыми, более высокими, и на них было больше цветов, чем в комнате без музыки. В комнате, где звучал рок, растения выглядели чахлыми или с очень тонкими стеблями, растущими хаотично во всех направлениях. Некоторые из них засохли и погибли.
Музыка точно так же влияет и на животных. Были проведены аналогичные эксперименты, показывающие, что животных привлекают определённые виды музыки и гармоничные звуки.
Музыка и пение являются фактором, особенно влияющим на эмоции молодых людей. Музыку используют, чтобы праздновать радостные события и утешать в скорбные времена, для работы и для игры, во время праздников. Гармоничная музыка помогает человеку чувствовать себя прекрасно, поскольку естественные ритмы тела становятся согласованными, гармония звуков позволяет ощутить внутреннюю гармонию и счастье.
Преимущества группового пения заключаются в следующем:
-
эффективное средство самоконтроля и концентрации (правильные слова, правильная мелодия, правильный ритм);
-
укрепляет сотрудничество и доверие;
-
улучшает память;
-
создает чувство эмоционального равновесия и гармонии;
-
приносит ощущение покоя и благополучия.
Обучение групповому пению
Для группового пения достаточно 10-15 минут на уроке. За это время можно выучить новую или исполнить 1-2 знакомых песни. Дети должны сидеть прямо или стоять – для лучшего контроля дыхания. Время от времени разучивайте новые песни, которые расширят сознание детей и породят чувство единства. Очень важно, чтобы дети понимали слова, которые они поют.
Разучивание новой песни
Сначала проговорите слова медленно в ритме песни. Попросите детей повторять каждую строку после вас. Обсудите смысл слов, затем медленно пропойте каждую строку, а дети пусть повторят их после вас. Спойте песню в правильном темпе. Повторяйте новую песню время от времени, чтобы дети хорошо её запомнили.
Любящий и энергичный учитель является главным инструментом для того, чтобы групповое пение стало радостным опытом для детей.
-
ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму».
Конфуций
Люди – социальные существа, которые живут, играют, учатся и работают в обществе. Их взаимозависимость означает, что необходимо учиться сотрудничать и жить вместе, в мире и согласии. Групповые виды деятельности разработаны, чтобы научить детей понимать друг друга, приходить на помощь и доверять друг другу. Эти навыки являются неотъемлемой частью духовно-нравственного образования.
С помощью групповой деятельности дети получают практический опыт сотрудничества. Практическое знание лучше усвоится и запомнится, чем теоретическое, книжное знание. Обучение через групповую деятельность приносит много радости детям.
Групповая деятельность включает в себя:
-
Ролевые и сюжетные игры, сценки.
-
Постановка пьес и инсценировка историй (театрализация).
-
Обсуждения и викторины, кроссворды, интеллектуальные игры по ценностям.
-
Подвижные игры по ценностям на внимание, сплочение и сотрудничество.
-
Настольные игры по ценностям.
-
Творческие работы и поделки.
-
Групповая работа в парах и в малых группах – выполнение заданий.
-
Проекты служения обществу.
Групповая деятельность зависит от возраста и интересов учащихся и может осуществляться как часть урока или как отдельное мероприятие, план которого может быть составлен на уроке.
Это экологические проекты для старших детей и познавательные экскурсии для детей младшего возраста, где особое внимание уделяется поведению, и т.п. Через взаимодействие дети проживают ценности на практике. Такие виды деятельности закрепляют то, что изучено на уроках.
Преимущества групповой деятельности:
-
Содействует дисциплине и командному духу.
-
Повышает способность к адаптации в обществе, развивает социальное сознание и ответственность.
-
Является средой для практики хороших манер и правильного поведения.
-
Поощряет творчество.
-
Расширяет возможности детей для выбора и принятия правильного решения, полезного и эффективного для всех в классе.
-
Укрепляет доверие в компании сверстников, тренирует умение сотрудничать, а не конкурировать.
Конечной целью групповой деятельности является то, что дети на практике узнают важность соблюдения единства мысли, слова и дела.
Обучение через групповую деятельность
Значимым моментом групповой деятельности является обсуждение разных вопросов взаимодействия при выполнении задания. Необходимо детям дать возможность уточнять свои взгляды, а также выслушивать мнения других людей и реагировать на них конструктивно и без эмоций. Надлежит быть внимательным к эмоциям учащихся, чтобы они не чувствовали, что «проигрывают», терпят неудачу, и помочь им принять любой результат обсуждения или взаимодействия в игре.
В групповой деятельности важно обучать детей не переходить на личности или оценки людей. Следует научить их сопоставлять поступки с ценностями, осознавать, что каждый поступок имеет определённые последствия, и помочь всем участникам понять, как можно избежать ошибок или исправить их. Это может быть особенно важным в работе с учащимися с тяжёлым жизненным опытом или с эмоциональными и поведенческими трудностями.
Учителю нужно помнить, что основным элементом во всех видах групповой деятельности является радость. Одна из задач в играх и постановках – создание атмосферы радости, которая рождает чистоту сознания.
Все хорошие игры помогают детям подготовить себя для «игры жизни».